Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в Учреждении без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ
Помещение детского сада и материально-техническое обеспечение предусматривает возможность оказания услуги для детей с ОВЗ следующих категорий: ОНР и отдельных категорий детей - инвалидов.
Конструктивное особенности зданий МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 28" не предусматривает наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
В групповых комнатах оформлены различные центры (учебные и игровые) и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы и другие, оснащенные разнообразными материалами в соотвествтии с возрастом детей.
Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.
Приемные имеют информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества. Многофункционально используется музыкальный зал: музыкальные занятия, утренние гимнастики, семинары-практикумы с педагогами, театрализованные представления, праздничные утренники.
Так же дошкольное учреждение оснащено компьютерами, ноутбуками, проекторами, что позволяет осуществлять образовательный процесс более интересно и современно.
Развивающая предметная среда ДОУ включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка.
Для коррекционной работы специалистов имеются: кабинет педагога-психолога, кабинет учителя - логопеда. В работе с детьми с ОВЗ специалисты используют специализированную литературу и методические пособия, предназначенные для работы с детьми данной категории.
Характеристика информационно-методического обеспечения ДОУ
ДОУ обеспечено необходимым программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ разработаны:
1. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста с учетом их физического развития (роста, веса);
2. Исследование двигательной активности детей в ходе совместной деятельности;
3. Сравнительный танализ заболеваемости детей.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами о ОВЗ.
Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ (нарушение речи):
Кабинет учителя - логопеда содержит:
Наличие объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Все групповые помещения для проведения практических занятий с воспитанниками, обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные центры, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной образовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ ДОУ.
Предметно-пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.
Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для педагогов МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 28" в методическом кабинете имеется подборка методической литературы, необходимой для работы с детьми, а также имеется художественная детская литература для дошкольников. В каждой возрастной группе оформлены книжные уголки, которые оснащены книгами, иллюстрациями, портретами детских писателей и поэтов (соответствующими возрастными особенностями детей группы).
Наличие библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.
Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Наличие объектов спорта: спортивный зал, музыкальный.
В каждой возрастной группе созданы физкультурные уголки с необходимыми спортивными атрибутами для проведения утренней гимнастики,физкультурных занятий, подвижных игр, зарядки после сна, физкультурных развлечений.
Спортивная площадка есть.
Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.
Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Средства обучения и воспитания
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Физическое развитие:
Имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Ссылки на внешние ресурсы:
Академия «АРТ-талант» https://www.art-talant.org
http://potomy.ru
«Потому.ру – Детская энциклопедия. Вместе познаѐм мир».
http://andersen.com.ua
Все сказки Андерсена
http://www.kindereducation.com
Журнал для умных деток и их родителей. Обучение и развлечение дошколят. Развитие речи, забавная математика, детская психология, уроки изобразительного искусства, игры и конкурсы, (от 4-х лет).
https://solnet.ee/
Данный портал могут использовать родители и дети для развития, развлечения, обучения.
https://www.kino-teatr.ru/blog/y2015/7-22/681/?fbclid=IwAR3zQSMkzVM9Go_id4gtQ7n76rAPR6-i5DojIQvSM0oa95_gCPgzNzfYka4
На данном сайте вы можете найти на свой вкус старинные, любимые сказки
https://jablogo.com/teaching-children-at-home/12-prakticheskix-razvivayushhix-zanyatij-na-temu-kosmos.html
12 практических развивающих занятий на тему Космос
http://www.babylessons.ru/
Развивающий сайт для детей
http://www.barbariki.ru/
Развивающий сайт для детей
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry
Детский развивающий сайт
https://uchi.ru/matematika/doshkolniki/4-goda
Математика для детей 4 лет
https://ds7ruz.schoolrm.ru/edu-process/directions/442022/razvivashka33.ru/index/glagol/0-5
Развивающий сайт для детей (стихи, сказки, загадки и т.д.)
https://vk.com/video-102446075_171391283
Космос и Звездное небо - видео энциклопедия для малышей от Дошколят
https://risuemdoma.com/video/flowers
Видеоуроки для детей : рисуем цветы.
https://disk.yandex.ru/d/K7_f8S288siwUg/Видеоролик...